Армянский монастырь повторил судьбу Ханского дворца

Шпателем по культуре: как снесли крышу над братским корпусом в Сурб-Хач

На сегодняшний день в Крыму полным ходом проводятся работы в рамках сохранения культурного наследия. Однако, сложилось впечатление, что в большинстве случаев работы на памятниках истории и культуры ведутся крайне халатно. И это приводит как минимум к многочисленным повреждениям объектов культурного наследия.  А как максимум – к их полному уничтожению или стиранию аутентичности. В этой связи редакция издания запускает рубрику «Шпателем по культуре», где можно узнать наиболее печальные истории самых знаковых объектов культурного наследия полуострова. Сегодня речь пойдет о малоизвестной истории реконструкции армянского монастыря Сурб-Хач, который также пострадал от рук «реставраторов».  

 

Центр духовной жизни армян

В трех километрах к юго-западу от города Старый Крым в лесной глуши между горами стоит древний армянский монастырь Сурб-Хач. Одно из строений этого комплекса датировано 14 веком, а в целом монастырь признан объектом культурного наследия федерального значения. Название монастыря переводится как «Святой крест».

Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером пятьдесят гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на крымский полуостров и попытками генуэзцев насадить армянам каталицизм. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В те годы монастырь Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма и северного Причерноморья. Сюда в праздничные дни съезжалось множество религиозных жителей окрестных городов.  Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в 17 веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.

В 1778-м году после издания Указа Екатерины II о переселении армян, греков и грузин в Новороссийскую и Азовскую губернии, жители монастыря вынуждены покинуть Крым и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако через двадцать лет совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. Известно, что до Великой Отечественной войны здесь функционировали санаторий для больных туберкулезом и пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период, несмотря на признание памятником всесоюзного значения и регулярные археологические экспедиции, монастырь был подвержен серьёзным разрушениям. Только в 1994-м году монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм, а официально Армянской церкви комплекс передали только в 2002 году.

Единственный сохранившийся

Уникальность монастыря в том, что это единственный хорошо сохранившийся из всех древних армянских храмов на территории горного Крыма. Внешне постройки монастыря напоминают средневековую крепость, по образу монастырь очень похож на армянские храмы седьмого-восьмого веков. Монастырь, согласно классической схеме, включает три строения: церковь Сурб-Ншан (Святое Знамение), кельи и трапезную, которые были построены в разные столетия. Комплекс выполнен в армянском стиле с элементами итальянской архитектуры – что безусловно является влиянием расположенных поблизости генуэзских колоний.

Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башне-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами. Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для паломников в качестве гостиничных помещений .

Также на территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которых течёт родниковая вода. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а в месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка. Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен живописный сад монастыря.

В перечне на реконструкцию

Стремясь использовать федеральные деньги по линии работ на объектах культурного наследия, в 2016 году профильный орган в Крыму согласовал план проектирования, а затем и проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ на территории монастыря Сурб-Хач. Вокруг проектных чертежей разыгралась настоящая детективная драма, в которой первоначальные подрядчики потеряли контракт на реконструкцию и все свои наработки по этому поводу (https://novayagazeta.spb.ru/articles/10699/). История для Крыма не удивительная, но показательная. Особенно в свете того, что по итогам драмы в плюсе осталась уже набившая всем оскомину фирма «Меандр», связанная с именем экс-министра культуры Владимира Мединского.

За бюджетные средства в размере 25 миллионов рублей предполагалось выполнить демонтаж аварийных участков кровли церкви и аварийных участков кладки стен высотой до сорока сантиметров по периметру церкви. Также планировалось укрепление стен посредством устройства сейсмопояса. Отдельным пунктом стояла в планах задача по устранению аварийности сводов путем восстановления нормативной нагрузки от каменного покрытия кровли.

Летом 2017 года в Кировской районной администрации лаконично сообщили, что противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Комплекс монастыря Сурб-Хач» в Старом Крыму завершатся к концу июня и пока что идут строго по графику. Больше никаких сообщений с этого объекта не поступало из чего следует, что работы были завершены.

Традиционный недо-новодел

При посещении через четыре года можно отметить, что следов установки сейсмопояса, по счастью, не видно. То ли хорошо замаскировали, то ли, что более вероятно, никаких работ в этом направлении не проводилось. Примечательно, что слева от входа в храм, там где находятся остатки каких-то помещений, продолжается разрушение кладки, что не очень убедительно демонстрирует проведение в недавнем времени противоаварийных работ, в том числе на аварийных участках стен.

С кровлей вышла более любопытная история. В технической документации речь идет про кровлю церкви и только про нее. Визуально оценить ее состояние и следы замены не удалось – церковь со всех сторон окружена другими строениями, поэтому крышу практически невозможно рассмотреть. Однако, в глаза бросается очевидная замена кровли на корпусе, где располагались кельи монахов. Новенькая черепица блестит на солнце. При том, что в техническом задании об этом вообще не было никакой речи. Вторая особенность – замене подвергли полностью всю кровлю, а не аварийные участки. Получилось полное повторение истории с Ханским дворцом в Бахчисарае – без адекватного исследования и очевидной необходимости сняли всю крышу и заменили на новую. Хотя в замене возможно нуждалось всего пару квадратных метров. Но какая разница, если требуется оправдать многомиллионное расходование бюджетных средств. Снятая черепица, к слову, осталась свалена грудой на заднем дворе монастыря.

Примечательно также, что «устранение аварийности сводов путем восстановления нормативной нагрузки от каменного покрытия кровли» по всей видимости до сих пор не завершено. Через четыре года после завершения реконструкции было отмечено, что в одной из кельей лежит большое количество камней, видимо для установки на место выпавших из свода кровли. По всей вероятности, занимаются этим не подрядчики, а сами священнослужители в свободное от остальной деятельности время.

Сергей Квадро

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *