Айвазовский был бы в шоке

Шпателем по культуре: вилла Маэстро превращается в обычный пент-хаус

На сегодняшний день в Крыму полным ходом проводятся работы в рамках сохранения культурного наследия. Однако, сложилось впечатление, что в большинстве случаев работы на памятниках истории и культуры ведутся крайне халатно. И это приводит как минимум к многочисленным повреждениям объектов культурного наследия.  А как максимум – к их полному уничтожению или стиранию аутентичности. В этой связи редакция издания запускает рубрику «Шпателем по культуре», где можно узнать наиболее печальные истории самых знаковых объектов культурного наследия полуострова. Сегодня речь пойдет о галереи знаменитого художника Айвазовского, которую ударными темпами превращают в современный новострой.
Фонарь разобрали, фонды эвакуировали

Сто сорок лет назад художник пристроил к своему дому специальное здание для того, чтобы выставлять на обозрение свои картины. Галерея спроектирована так, чтобы было не только достаточно места для больших по формату картин маэстро, но еще много света и воздуха. Для этого на кровле большого выставочного зала в 1892 году был спроектирован специальный трехуровневый фонарь. Так создавалось естественное освещение и свет не вредил полотнам.

За все годы существования картинной галереи известно два периода, когда экспозиция полностью закрывалась для посетителей. В годы Первой мировой войны все картины из галереи было решено эвакуировать в Симферополь.ё Только в 1918 году собрание художника вернулось в родной город и еще долго хранилось в ящиках, а посетителей Феодосийская картинная галерея приняла лишь в 1922 году. Со временем экспозиция увеличивалась, картины демонстрировались уже не только в большом выставочном зале, но и в других помещениях дома художника.

Следующая масштабная эвакуация собрания галереи связана с трагическими событиями Второй мировой войны и оккупацией Феодосии войсками фашистской Германии. В сентябре 1941 года коллекцию картин погрузили на теплоход «Калинин» и вывезли сначала в Новороссийск, а затем в Ереван. Феодосия была освобождена весной 1944 года, а осенью собрание вернулось в родные стены. Здание галереи и дом художника были значительно разрушены, но к весне 1946 года часть помещений были отремонтированы и в них открылась новая экспозиция.

Все последующие годы, до настоящего момента деятельность картинной галереи не прекращалась. Капитальный ремонт Большого выставочного зала, запланированный на 2003 год вначале был перенесен на 2004 год, потом растянулся до 2009, а в итоге был выполнен не в полном объеме из-за недостатка средств. Эти восстановительные работы смогли продлить деятельность Большого выставочного зала лишь на время и с 2007 года экспозиция картинной галереи продолжала работать в доме художника, которая среди местных жителей носит название Вилла Маэстро. С марта этого года картинная галерея в третий раз за свою историю полностью прекратила работу и начала эвакуацию фондов. Трехуровневый уникальный фонарь разобрали.

Срочно закрываем

Нельзя не отметить, что решение о закрытии главной достопримечательности города оказалось для всех полной неожиданностью. Еще 9 ноября прошлого года директор галереи Татьяна Гайдук заявляла, что предстоящая реконструкция будет проходить в три этапа, займет несколько лет, но прием посетителей прекращаться не будет. На каждом из этапов реконструкции экспозицию будут размещать в свободных помещениях, где не идут работы.

«Во время проведения первого этапа капитального ремонта, который, судя по всему, начнется и закончится в следующем году, наша экспозиция не меняется. Потому что будут ремонтироваться помещения, которые сейчас закрыты в ожидании капремонта. Потом экспозиция несколько изменится, мы переедем в главный выставочный зал, в котором в 1880 году Айвазовский открывал свою картинную галерею», – подчеркнула Гайдук.

Также, по ее словам, на втором этапе реконструкции будут открыты четыре зала, среди них главный выставочный зал. После завершения работ в главном корпусе и строительства нового здания фондохранилища экспозицию разместят в этих помещениях. Третья очередь реконструкции предусматривает проведение капитального ремонта во втором корпусе галереи – в доме сестры Айвазовского.

Всего через четыре месяца спустя все та же Татьяна Гайдук неожиданно заявила, что по контракту все работы должны быть закончены до конца 2022 года, поэтому галерея срочно закрывается. «С 16 марта главный корпус будет закрыт для посещения и мы начнем перемещение экспозиции. По существующему ныне контракту ремонтно-восстановительные работы в двух корпусах галереи должны быть завершены к концу 2022 года. И подрядчики говорят, что работы в главном корпусе займут примерно год. Затем нам нужно будет снова собрать экспозицию. Это очень хлопотно и сложно. Думаю, мы закрываемся больше, чем на год», — сказала директор галереи.

Плавающие даты и поплывший фундамент

Любопытно, что сведения от директора галереи оказались в противоречии с информационной табличкой, выставленной на следующий день после закрытия галереи Айвазовского на месте будущих строительно-ремонтных работ. Согласно сведениям с этого стенда, администрация Феодосии заключила с ООО ”НТС” контракт на “Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения “Дом, в котором жил художник И.К. Айвазовский”, с окончанием работ до 31 августа 2022 года.

Четыре месяца, которые «накинула» подрядчикам на сроки окончания работ директор галереи, оказались не последним «авансом». В начале июля глава городской администрации Сергей Бовтуненко после выговора за проволочку с реконструкцией сообщил, что ремонт будет завершен в 2023 году.  На момент посещения, в разгар лета, здание стояло обтянутое строительной сеткой. Под стены и фундамент прорыли глубокие траншеи, чтобы провести гидроизоляцию. При этом самой изоляции нигде не было видно, а вот обильные грозы шли каждый день. Сколько дождевой воды через траншеи напитал в себя фундамент, который по планам реконструкторов очень надо защитить от влаги, не известно.

Фирма «с опытом»

Подмоченным оказался не только фундамент. Подрядчик, который проводит реконструкцию, тоже оказался с подмоченной репутацией. В Рязанской области его обвинили в серьезном и безосновательном отставании от сроков реконструкции местного объекта культурного наследия.

Несмотря на это, данная фирма была выбрана, причем без конкурса, сугубо волей главы Крыма Сергея Аксенова. В результате никому не известны детали контракта, сроки и порядок выполнения работ. Не говоря уже о технологиях, призванных максимально сохранить памятник в первозданном виде.

Да и подход к срокам и порядку проведения ремонта вызывает определенные вопросы. Зачем администрации города нужно было «гнать лошадей» и закрывать сразу все помещения галереи накануне рекордного курортного сезона и лишать себя дополнительных доходов? При том, что на конец прошлого года планы были делать все поэтапно, чтобы посетители продолжали идти и любоваться творчеством всемирно известного мариниста. Бесспорно, так удобнее подрядчику, чтобы удешевить и ускорить выполнение работ. И, по всей вероятности, чиновники охотно приняли его сторону в этом вопросе.

Сергей Квадро

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *